Решить гаражный вопрос

Автор: , 07.08.2009 17:15:04
Подписаться на такие сообщенияДобавить в записную книжку
В Нижнем Новгороде, бывает, сносят гаражи и даже целые гаражные массивы

Вопрос о компенсации при этом не всегда решается в пользу автовладельцев. Более того, решив продать или приватизировать свой гараж, многие с удивлением узнают, что не имеют на это законных прав. Как стать полноправным собственником? Можно ли избежать неприятных сюрпризов? Эти и другие гаражные вопросы мы обсудили в администрации города с заместителем директора департамента архитектуры и градостроительства по правовым вопросам Ириной Пименовой. 

— Всегда ли владельцам гаражей, которые сносятся по решению администрации города, выплачивается материальная компенсация? За чей счет она производится и в каком порядке?

— На территории Нижнего Новгорода есть разные гаражи — как установленные законно, так и самовольно построенные. Под строительство одних предоставлялись земельные участки, согласовывалась проектная документация, у них не было никаких проблем с регистрацией в учреждении юстиции. Их собственники имеют на руках правоустанавливающие документы — как на земельный участок (договор аренды или свидетельство о праве бессрочного пользования), так и на объект недвижимости (свидетельство регистрации права собственности на гаражный бокс). Под другие, построенные самовольно, земля никогда не выделялась, и какие-либо правоустанавливающие документы на них отсутствуют. Поэтому в случае изъятия земельного участка вопрос компенсации решается по-разному. Собственникам законно построенных гаражей компенсация выплачивается в соответствии с Гражданским кодексом. Если земля изымается для муниципальных или государственных нужд, делается рыночная оценка объекта недвижимости, определяется его договорная цена. Если территория будет осваиваться за счет инвестора, то он на условиях договора приобретает гараж у собственника. В случаях, когда какие-либо правоустанавливающие документы на данный объект отсутствуют, его владелец ничего не получает. Да, гараж стоял, им пользовались, но пришло время освободить площадку, и делается это за счет пользователя — добровольно или через суд. 

— Но известны случаи, когда гаражи, построенные с разрешения районных администраций, позже признавались городом незаконными...

— Большинство таких случаев связаны с решениями экспертного совета. Это совещательный орган, аналог нынешней комиссии по инвестиционной политике. Его решение — не нормативный документ, а рекомендательный. Получив такую бумагу в администрации района, нужно было обращаться за предоставлением земельного участка, за получением разрешения на строительство. Кто-то проходил эту процедуру до конца и теперь имеет свидетельство. А кто-то сразу устанавливал гараж и не платил за пользование земельным участком, не оформлял право собственности на свое строение. С точки зрения закона такие гаражи подпадают под самовольную постройку. Уже сложилась судебная практика, признавшая решение экспертного совета ненадлежащим нормативным документом, который не позволяет определить законность установки гаража. 
Кроме того, экспертные советы в основном принимали решение по размещению временных металлических гаражей для инвалидов. Предусматривалось, что такой гараж дается инвалиду пожизненно. Потом, по идее, гараж должен был быть предоставлен другому человеку. Но чаще всего им продолжают пользоваться дети, внуки, считающие себя наследниками. Металлический гараж обкладывают кирпичом, роют погреб, подводят свет — получается капитальное строение. В основном такие случаи у нас в суде и рассматриваются, когда люди пытаются оформить право собственности на данное строение. Ну и достаточно много “самоволок”, которые просто пристраиваются к существующим ГСК по разрешению председателя кооператива. В этих случаях оформить право на земельный участок также проблематично.

— Существует ли у администрации города план сноса гаражей? Какие конкретные ГСК могут быть снесены, скажем, в ближайшие год-два?

— Такого плана у нас нет. Сносить будем в зависимости от востребованности территории. Есть генеральный план развития города, в котором определены ключевые объекты строительства, новые дороги. И есть правила землепользования застройки. Снос гаражей осуществляется после того, как инвестиционный совет одобрит заявку инвестора на освоение данной территории. В зависимости от того, какой объект будет строиться, дается поручение уполномоченному органу по освобождению территории. Если гаражи состоят в ГСК, то органу местного самоуправления. Если гараж стоит отдельно — полномочия у министерства имущественных отношений Нижегородской области.
Предстоящий снос гаражей — это не тайна. Для пользователей всегда вывешиваются объявления, куда прибыть для выяснения правоустанавливающих документов. Например, сейчас в Ленинском районе строится большой стадион. Там расположен ГСК-31 — гаражи самовольные. В городе строится метро, а в начале улицы Горького большой массив гаражей, они все стоят без правоустанавливающих документов. Люди приходили уточнять, сколько их гаражи могут еще постоять, кто-то обращается с просьбой продлить сроки. В некоторых случаях им идут навстречу, в некоторых — нет. Часто бывает проблематично установить фамилии пользователей, особенно если это хаотичная застройка. Очень многие вообще не приходят на снос, просто заранее выгоняют машину, выносят вещи и не хотят называть свою фамилию. Но мы эту проблему преодолеваем, гаражи сносятся без особого шума. Года три-четыре назад мы снесли около тысячи самовольно установленных гаражей на ул. Ванеева, где идет новая застройка. Поначалу — с боем. На тех, кто очень сильно сопротивлялся, были поданы иски в суд, остальные освободили территорию сами. Многие граждане сами понимают, что документов у них нет. Пока есть возможность оставить гаражи, люди ими пользуются, если же пришло время осваивать этот участок по-другому, территорию нужно освободить.
— Другая ситуация: автовладелец решает продать свой гараж и узнает, что его, оказывается, нужно приватизировать. А эта процедура требует как минимум времени и денег...
— Чтобы продать гараж, на него должно быть свидетельство о государственной регистрации. Есть свидетельство — нет вопросов. Имуществом можно распоряжаться как хочется — дарить, продавать, завещать. Если документов нет, продать его на законных основаниях невозможно. Многие, может, и не знают, но на сегодня процедура оформления гаражей в Федеральной регистрационной службе (ФРС) упрощена. Раньше для этого требовался акт ввода в эксплуатацию, а с принятием закона о регулировании градостроительной деятельности на территории Нижегородской области в прошлом году это требование отменено. Если земельный участок предоставлен на законных основаниях и поставлен в ФРС на кадастровый учет, ничто не мешает гражданам сделать обмерные работы по техническому паспорту (теперь он называется кадастровым) и обратиться в ФРС за регистрацией данного объекта.

— Приватизировать нужно только сам гараж или землю под ним тоже?

— Есть единичные случаи, когда земельный участок продается в общедолевую собственность членам ГСК. Для этого все члены ГСК должны прийти к нам со свидетельствами о госрегистрации, принести протоколы собрания о том, что они приняли решение выкупить земельный участок, а ГСК от него отказывается. Но, как правило, земельные участки под гаражами на территории города предоставлены в аренду ГСК. Многие пользователи гаражей не понимают, почему они приносят в ФРС выписку из решения экспертного совета, какие-то справки, а им отказывают в регистрации. Повторюсь: для этого нужны не справки и выписки, а правоустанавливающий документ. Не зная, что предпринять, иногда они пытаются сначала решить вопрос с земельным участком. Но Земельным кодексом у нас предусмотрено, что земельный участок предоставляется собственникам объекта недвижимости. Поэтому предоставить земельный участок без правоустанавливающего документа на гараж мы не можем.

— Если процедура регистрации гаража в свое время не была завершена, можно сегодня как-то исправить ситуацию?

— ГСК может обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему земельного участка. Можно обратиться за консультацией к нам, в департамент по архитектуре и градостроительству, либо к архитектору или землеустроителю соответствующего района. Первое, что будет учитываться при принятии решения, — это освоение данной территории по новому генплану. Если сохранить этот гаражно-строительный кооператив возможно, положительное решение не исключено. И как только будет оформлена земля, каждый член кооператива идет в Федеральную регистрационную службу и регистрирует свое право собственности на гаражный бокс. Но в предоставлении земельного участка мы можем и отказать.

— Что представляет собой гаражное хозяйство в Нижнем Новгороде: сколько гаражей, какого типа, много ли незаконных построек? И каковы общие принципы гаражной политики администрации города?

— Понятие “гаражное хозяйство” в законодательстве не предусмотрено. У нас есть отдельно стоящие гаражи, металлические гаражи и гаражно-строительные кооперативы. Точных сведений о том, сколько их в городе, мы не имеем. Такую оценку несколько лет назад начинали, но до конца работа не была доведена. Эти вопросы все время на слуху, на инвестсовет поступает очень много заявок, предполагающих освобождение территорий, занятых ГСК. До конца года будет утвержден новый генплан, и станет видно, что делать с гаражными кооперативами. Где есть возможность установить гараж для инвалида, мы это делаем. Если такой возможности нет, инвалидам предоставляется парковочное место на ближайшей автостоянке. Кстати, присутствием металлических гаражей во дворах очень часто недовольны жители. А по Жилищному кодексу с 1 марта 2005 года земельный участок под многоквартирными домами после постановки на кадастровый учет принадлежит всем собственникам жилых и нежилых помещений этого дома на праве общедолевой собственности. Поэтому на размещение металлического гаража требуется согласие общего собрания жителей.

— Пару лет назад в городе было много разговоров о гаражной реформе. Концепция, разработанная институтом “Нижегородгражданпроект”, предусматривала постепенную замену боксовых гаражей на многоярусные...

— Такая концепция есть, она реализуется, но очень медленно. Наши граждане, к сожалению, очень плохо воспринимают строительство многоярусных парковок. Эти парковки мы пытаемся разместить в жилых кварталах, ведь автовладельцы хотят держать машины поближе к дому. Те, у кого машины есть, — за, у кого нет — категорически против. Процедура выделения земельного участка предусматривает информирование граждан. Любое решение о строительстве многоярусных парковок население принимает “в штыки”. Жители пишут жалобы в разные инстанции — вплоть до премьера и президента: “Строить не дадим, под бульдозеры ляжем”. Протестуют, часто даже не видя эскизов проекта. Предлагаются варианты и подземных гаражей, кровля которых может эксплуатироваться как детская площадка или площадка для отдыха. Такие проекты реализуются в других городах, а наши жители против. Город утопает в машинах: они стоят вдоль дорог, во дворах — порой так плотно, что из подъезда не выйдешь. Но все попытки упорядочить ситуацию встречают сопротивление. И как преодолеть этот барьер, пока неизвестно.

 

Ольга Сафронычева

Источник
Просмотров: 7089
Прочитали? Скажите, что Вы об этом думаете!
Псевдоним: Войти (и ответить под именем пользователя)
Комментарий:
Секретный код:
Повторить:
последние комментарии
DanielDrern (гость) написал (13.08.2018 14:51:42): добавить комментарий
Всем приыет!
Antonwer (гость) написал (09.08.2018 01:47:30): добавить комментарий
Всем привет !
RomanSeany (гость) написал (25.06.2018 07:17:13): добавить комментарий
variant2
Renatsoask (гость) написал (28.04.2018 18:10:13): добавить комментарий
variant4
МИША (гость) написал (17.03.2016 01:12:15): добавить комментарий
То что сносят гаражи обычных граждан Нижнего Новгорода и в России в целом под разными строительными предлогами, просто очередной бес предел власти.Как в былые времена "белые пришли грабят,красные пришли грабят" Люди покупают отдавая немалые суммы за гаражи,иногда беря кредиты в банках просто становятся очередными жертвами,как при раскулачивании в 20-30 года Советской власти.Строительным инвесторам лишь бы выгодно вложить деньги на территории городов взяв в долю заинтересованных городских чиновников,на интересы простых граждан им наплевать...
Добавить
объявление
Добавить
разговор
Здравствуйте, Гость! ;)
Личный
кабинет