Реформа бюджетных учреждений: народ волнуется - власти спешат успокоить
8 мая президент России Дмитрий МЕДВЕДЕВ подписал федеральный закон, начинающий реформу бюджетных учреждений России. Это решение не на шутку испугало граждан страны: до сих пор люди опасаются его последствий и гадают, не приведет ли оно к введению платного образования и медицинского обслуживания, а также к приватизации школ, больниц, детских садов...
Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”, принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации, разделяет все государственные и муниципальные бюджетные учреждения на три типа: казенные, автономные и бюджетные (к последним будут относиться школы и детские сады). Разъяснения и комментарии по этому поводу нашей газете предоставила заместитель министра образования Нижегородской области Елена Родионова.
Что поменяется в системе образования?
Внесение изменений в законы должно изменить правовое положение бюджетных учреждений. Они будут работать по рыночным принципам, с одной стороны — оказывая услуги на основе государственного задания и получая субсидию из соответствующего бюджета, а с другой стороны — полностью получая в свое распоряжение доходы от оказываемых платных услуг, от сдачи в аренду имущества и иной приносящей доход деятельности. Права и ответственность руководителя за оказание услуг и использование поступающих в его распоряжение бюджетных и внебюджетных средств будут расширены. Таким образом, бюджетные учреждения смогут конкурировать за потребителя, ориентироваться на потребности общества в соответствующих услугах и обладать более широким объемом прав и полномочий.
Переходный период (до 1 июля 2012 года) позволяет бюджетным учреждениям функционировать в прежнем правовом режиме. После все ключевые нормы законопроекта вступят в силу.
Действительно ли под вопросом находится право каждого ребенка на получение качественного бесплатного образования в школе?
Министерство образования Нижегородской области не вправе осуществлять правовую оценку, однако важно понимать, что суть новшеств применительно к системе образования — предоставление большей самостоятельности школам, возможности более гибко распоряжаться имеющимися ресурсами. При этом они не затрагивают вопросы реализации образовательных программ и контроля качества образования, и статья 43 Конституции России, гарантирующая общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, сохранила свою силу.
Образование было и остается важнейшим приоритетом государственной политики, а право граждан на бесплатное образование гарантировано Конституцией Российской Федерации и обеспечено финансированием из бюджетов всех уровней. Таким образом, все граждане страны, независимо от социальной принадлежности, будут иметь возможность получить образование в рамках федерального государственного образовательного стандарта.
Что значит — “в рамках стандарта”?
Обязательное введение федеральных государственных образовательных стандартов начнется во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 2011/2012 года. В рамках стандартов предусмотрено финансирование за счет бюджета основной образовательной программы, включающей все обязательные школьные предметы. Это русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности.
Кроме того, в новом образовательном стандарте большое внимание уделено организации внеурочной работы школьников, которая включает спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное и военно-патриотическое направления, а также общественно полезную и проектную деятельность. В структуре образовательной программы также обязательно должны быть программы духовно-нравственного воспитания и развития детей. В соответствии с поручением президента России с апреля 2010 года в 18 субъектах Российской Федерации началась апробация комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики”; в 2009 учебном году в 8,9% школ Нижегородской области изучался монорелигиоведческий курс “Основы православной культуры”.
Как будет обеспечиваться в Нижегородской области получение бесплатного школьного образования в 2010 и последующих годах?
В 2010 году расходы бюджетов всех уровней на образование в три раза превысят уровень 2004 года и составят 1,76 трлн. рублей. Это составляет 4,4% ВВП и превышает расходы по всем другим направлениям.
В заключение хотелось бы отметить, что, по информации Министерства образования и науки РФ, положения законопроекта фактически были апробированы ранее в 31 субъекте Российской Федерации в рамках комплексных проектов модернизации образования, реализованных в 2007—2009 годах. Под апробацию попали 5 из 13 миллионов школьников, то есть, по новым финансово-управленческим принципам уже начали работать более 20 тыс. школ (40% от общего числа). Опыт реализации нацпроекта в области образования показал, что усовершенствование механизмов финансирования и управления привело к улучшению качества образования.
Что говорят о законе первые лица
Владимир ПУТИН: “Приватизация бюджетных учреждений ни в скрытом, ни в открытом виде в ходе их реформирования проводиться не будет”.
Заявление премьер-министра России Владимира Путина на заседании совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития РФ приводит информагентство РБК: по словам Путина, для бюджетных учреждений будет установлено государственное задание с указанием объемов и требований к качеству оказываемых услуг. “Такие услуги будут в полном объеме профинансированы за счет бюджета”, — сказал премьер, подчеркнув недопустимость практики “вымогания” платы за услуги, которые уже оплачены государством.
Дмитрий МЕДВЕДЕВ: “Никакого перехода к платному образованию не будет”.
6 мая, еще до подписания законопроекта, президент РФ Дмитрий Медведев провел совещание, в котором приняли участие министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова и министр образования и науки Андрей Фурсенко. Вот слова президента — выдержки из стенограммы совещания, опубликованной на сайте www.kremlin.ru: “За последнее время я лично видел большое количество обращений и ко мне, и к различным структурам правительства с предложением что-то усовершенствовать в законе или даже отказаться от его подписания в связи с теми сомнениями, которые у наших людей возникли по этому поводу... Общий ответ: нет, никакого перехода к платному образованию не предполагается и из закона не вытекает, остаются прежние нормы предоставления образовательных услуг. И, во-вторых, что немаловажно, по сути, эти правила уже действуют в значительной части регионов, потому что они вводились там в экспериментальном порядке в период национального проекта, и они ни к чему в этом плане негативному не привели”.
Подготовила Анастасия СЕМИНА