"На неведомых дорожках"

Автор: , 24.06.2010 19:35:31
Подписаться на такие сообщенияДобавить в записную книжку
Как заработать миллиард на туристических тропах нижегородской области

Деньги в России под ногами лежат, утверждает предприниматель Сергей Мартов. Во всем мире на пешеходных туристских тропах зарабатывают миллиарды долларов. А у нас их нет ни одной. Однако у Нижегородской области есть все шансы стать первым российским регионом, имеющим пешеходные туристские тропы европейского стандарта. На территории региона можно проложить более 1500 км пешеходных и велосипедных троп, которые смогут принять 1 млн европейцев в год. Это не утопия. Мартов знает, что говорит. Он не только предприниматель, но и председатель самого большого в стране клуба туристов.


— Сергей Евгеньевич, о существовании в России специальных туристских троп ничего не слышно. Насколько актуально создание такого турпродукта? 

— В СМИ есть информация, что туриндустрия России в год приносит убыток национальной экономике в 200 млрд руб. Подсчитать легко. В Россию приезжают 1,7 млн туристов, выезжают 9 млн. Разница между деньгами, потраченными туристами “на” и “вне” территории нашей страны, и составляет этот убыток. Есть другие цифры. Российские туристы создают в России 50 тыс. рабочих мест, в Турции 170 тыс. мест, в Египте 140 тыс. По сути, российский туризм стал одной из важнейших отраслей экономики Турции и Египта, а не России. А во многих странах Европы туризм является основой экономики. Там бюджеты верстаются из денег, приносимых туристами (например, Австрия существует только за счет туризма), а в России туризм получает деньги из бюджета...

Целей туристских путешествий всего три.

Первая — посещение какого-либо уникального природного объекта: пляжа или горнолыжного курорта. Для этого нужно сформировать имидж территории, построить отели, создать инфраструктуру. Все это требует немалых инвестиций и сроков, поэтому стоимость организации одного туристского визита в этом случае очень высока.

Вторая цель — поездки по историческим и культурным местам. Например, мощным историческим комплексом является Флоренция. Колоссальные временные затраты потребовались на то, чтобы город стал всемирно известным туристским центром. Поэтому себестоимость таких туристских комплексов в сто раз выше, чем курортов.
Самые небольшие вложения в туристскую инфраструктуру связаны с созданием объектов третьего типа — троп для пеших, горных или лыжных прогулок.

Назначения троп и их сложность разные. Есть тропы спортивного характера; одна из них — знаменитая непальская тропа на Эверест. С паломническими целями обустроена тропа святого Павла в Турции. К туристским тропам относятся также маршруты для водного, авто- и мототуризма, но на всех тропах стоимость организации визита в сотни и тысячи раз ниже, чем в первых двух случаях.

В России к объектам первого типа можно отнести черноморские пляжи и горнолыжные курорты на Кавказе и Урале, а к объектам второго типа — например Санкт-Петербург.

Территорий, на которых можно обустроить туристские тропы, у нас больше, чем в любой другой стране. Создание общероссийских и региональных пешеходных троп поможет защитить уникальные ландшафты России. Не сохранив их, россияне потеряют большую часть тех зрительных образов, которые формируют у человека понятие Родины.

— Какова популярность пешеходного туризма?
— Пешим туризмом в мире увлечены миллионы людей. Это один из самых доступных и полезных для здоровья видов досуга. И самый доходный для экономики.

Различают несколько видов пешего туризма. Наиболее распространенная форма туристских походов — хайкинг, или автономные многодневные походы пешком.

В разных странах движения любителей хайкинга названы по-разному, но, по сути, все они — то же самое, что советский самодеятельный туризм. Транспорт нужен только для заброски группы в район путешествия. Большинство участников этого движения объединены в клубы, которых по всему миру тысячи. Для защиты своих интересов клубы объединены в региональные, национальные и международные союзы: European Ramblers Association в Европе, American Hiking Society в США, Confederation of Bushwalking Clubs NSW в Австралии.

Другая разновидность — трэмпинг, автономные многодневные пешие прогулки. Трэмпинг зародился в Чехии под влиянием Джека Лондона и других писателей, рассказывавших, как люди живут по законам дикой природы. Увлеченные трэмпингом стали создавать собственные поселки и города, первый из которых — “Лагерь ревущих” — основан еще в 1918 г. Философия трэмпинга связана с идеей дружбы, свободы личности и заботы о природе. Считается, что трэмпинг в Чехословакии, как и самодеятельный туризм в СССР, были социальным явлением, позволившим интеллигенции выжить в советский период. Оба движения даже создали свою особую культуру. Самый яркий пример — походные песни, которые поются под гитару с друзьями у костра.

Третья разновидность — треккинг, многодневные пешие экскурсии в горы. В чем отличие треккинга от горного похода? Во-первых, это состав группы. Участники собираются вместе случайно, группа состоит не из знакомых и близких по духу людей, а из тех, кто купил тур на эти сроки. Отбор участников в группу по возрасту, культуре, физподготовке невозможен. Во-вторых, это не автономный поход. Груз за туристов несут носильщики, ночлеги организованы в одних и тех же местах, чаще всего в приютах со всеми удобствами, питаются ходоки в помещении, где ночуют. В-третьих, маршрут группа прокладывает не самостоятельно, а под руководством нанятого гида. В-четвертых, треккинг отличает простота пути. Движение не требует никакой подготовки или командных усилий, так как этой же дорогой пользуются и местные жители. Горные ландшафты участники треккинга видят издали, а единственное естественное препятствие, которое может быть в пути, — непогода. Важно и то, что любой участник может прервать восхождение в любой точке тропы, и это никак не повлияет на движение его попутчиков.

Полагаю, треккинг не дает того, зачем человек ходит в горы. Нет ни преодоления дикой природы с помощью собственных мышц и разума, ни верных друзей. Участник треккинга остается горожанином, пользующимся чуть сокращенным набором благ цивилизации. Его общение с природой минимально, ее красота доступна только для созерцания, как в музее под открытым небом. Главный положительный эффект — укрепление здоровья.

— В каких странах туристские тропы получили распространение?
— Такие тропы созданы во всех странах Европы. В Англии, древнейшей туристской стране (первые клубы туристов возникли там еще в конце XVIII в.), все виды деятельности вторичны по отношению к туризму. Если 500 англичан подписали, что такая-то территория им нравится, место выкупается государством из частной собственности в пользу туристов. В Англии 230 000 км троп, не считая Уэльса и Шотландии. Тропы размечены разным цветом. Красные предназначены только для пеших туристов. По желтым можно путешествовать на лошадях, уступая дорогу пешеходам. По тропам с синей маркировкой дозволено ездить на велосипедах и лошадях, но и здесь преимущество пройти первым у пешеходов. На все горы высотой более 600 м открыт доступ только для туристов. 19 маршрутов Англии, Уэльса и Шотландии общей протяженностью 5000 км имеют особый статус: их содержание финансируется центральным правительством. Описания и карты в масштабе 1:25 000 для всех троп, изданные специально для туристов, продаются повсеместно, выложены в Интернете. А в Шотландии вся территория предназначена только для туризма. Если хозяин имения не огородил усадьбу забором так, чтобы не портить ландшафт, и не провел тропу в обход, на его грядках разрешено ставить палатки.

В Австрии около 44 000 км троп, построено 700 приютов, многие из них высоко в горах. Для большинства троп имеются карты в масштабе 1:25 000 и для всех троп карты в масштабе 1:100 000. В Германии проложено 200 000 км маркированных троп и построено больше 500 хижин. В книжных магазинах есть спецотделы, торгующие несметным количеством карт, путеводителей и описаний маршрутов. В Норвегии кроме 20 000 км троп создана сеть лыжных маршрутов с 450 хижинами. Все тропы имеют отличные описания и карты на английском и немецком языках. Франция имеет сеть троп протяженностью 178 000 км. Для планирования маршрута созданы карты в масштабе 1:100 000, для движения по маршруту — карты в масштабе 1:50 000 и 1:25 000. В Чехии создана сеть троп общей протяженностью 37 000 км. Особо интересны они в горных районах Богемии и Северной Моравии, а также в романтических Правчицких скалах. В Швейцарии развита сеть троп общей протяженностью 60 000 км. Все они хорошо промаркированы и оборудованы. Отличные карты и описания есть на немецком и французском языках, большая часть из них выложена в Интернете. На севере Швеции у границы с Норвегией проложены 1000 км троп. Большинство троп через каждые 10—25 км имеют хижины для ночлега. Даже крохотный Люксембург имеет 5000 км троп. Две отличные карты в масштабе 1:50 000 охватывают всю страну. Польша в 90-е годы сумела создать 65 000 км троп; 50% инвестиций взял на себя ЕС.

Кроме национальных троп есть 11 трансъевропейских, проложенных по территории нескольких стран. Их общая протяженность 55 тыс. км. Тропа Е-1 — 4900 км от Швеции до Амбруццо в Италии. Е-3 — 6950 км от Стамбула до Сент-Винсента в Испании. Е-4 — 10 450 км от Гибралтара до Крита. Е-6 — 5200 км от Лапландии до Родоп. Е-7 — 5000 км от Португалии до Румынии. Е-8 — 4390 км от Ирландии до Болгарии.

В России нет ни одной туристской тропы европейского класса, через нее не проходят транснациональные тропы. Так почему бы нам не заняться созданием этого турпродукта?

— С чего началось развитие мировых туристских троп?
— Со знаменитой Аппалачской тропы в США, первой в мире  специально оборудованной пешеходной тропы, навеки изъятой из хозяйственного пользования для пешего туризма. Ей почти 90 лет. Протяженность тропы в Аппалачских горах от высоты Катадин (1685 м) на северо-востоке до высоты Спрингер (1152 м) на юго-западе более 3500 км. Тропа пересекает 14 штатов: Мэн, Нью-Гэмпшир, Вермонт, Массачусетс, Коннектикут, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильванию, Мэриленд, Западную Вирджинию, Вирджинию, Теннеси, Северную Каролину и Джорджию. Большая часть пути пролегает в глуши, хотя иногда тропа пересекает города, крупные дороги и реки. Высшая точка на пути — 2025 м над уровнем моря, низшая — переправа через Гудзон.

Идея тропы принадлежит американскому лесничему Бентону Маккэю. Недовольный поведением горожан в лесу, он задумался, как организовать отдых людей на природе. Выход нашелся — создать пешеходные тропы.

В 1923 г. по плану Маккэя был размечен первый небольшой участок, после чего длина тропы постоянно росла и окончательно сформировалась только к концу ХХ в. Ее новый аналог — Международная Тихоокеанская тропа, которая  и развернулась от Аляски до Мексики.

Аппалачская тропа обустроена силами туристских клубов на общественных началах. Каждый клуб придумал маршрут, по которому интереснее идти, а потом участки состыковались. Впоследствии клубы получают доходы от продажи карт на обслуживаемый участок, описаний, буклетов, значков и другой атрибутики. В наши дни за состоянием тропы следят 30 туристских клубов. За каждым закреплен свой участок. В работе помогают десятки федеральных и региональных организаций, а также тысячи волонтеров и спонсоров.

Походы по Аппалачской тропе очень популярны. Круглый год этот путь (или его часть) проходят миллионы туристов. После прохождения каждого участка турист получает значок, а по окончании маршрута становится полным кавалером тропы. Одолевшие ее за один раз заносятся в Почетную книгу тропы. Самому юному покорителю было шесть  лет, когда он с родителями преодолел маршрут за 8,5 месяцев. Ну, а местный бизнес зарабатывает на туристах более 200 млрд долларов в год.

Аппалачская тропа как единый хозяйственный комплекс — самое доходное “предприятие” в США. И самый крупный работодатель.

Становление тропы совпало с годами Великой депрессии. Американцам повезло. В то время президентом США был Франклин Рузвельт, который активно искал способы борьбы с кризисом, прежде всего с безработицей. Однажды его пригласили на собрание делегатов туристских клубов из восточных штатов, на территории которых раскинулись Аппалачи. Одной из тем встречи стало строительство шоссе по обеим сторонам тропы, и Рузвельт понял, что этот проект частично решит проблему занятости. Тысячи безработных строили дороги. Говорят, Рузвельт дал от имени правительства США обязательство: в пределах Аппалачской тропы все госорганизации подотчетны совету тропы. И традиционно все президенты США с тех пор отчитываются перед советом тропы о том, что они сделали для ее развития.

В следующих номерах “Биржи” вы узнаете: сколько стоит создание туристской тропы, кто может принять решение о ее строительстве, кто у нас в области может построить тропу европейского класса. Как президент Обама относится к тропам? Почему в СССР пеший туризм “вдруг” стал непопулярен у власти. И как русская девушка помогла  “раскрутить” самую крутую американскую тропу. А также о том, как первопроходцы из Нижнего прошли тропой Ильи Муромца.


Материал подготовила
Елена БОРМАТОВА

Источник
Просмотров: 1918
Прочитали? Скажите, что Вы об этом думаете!
Псевдоним: Войти (и ответить под именем пользователя)
Комментарий:
Секретный код:
Повторить:
последние комментарии
bob (гость) написал (26.06.2010 00:52:07): добавить комментарий
Почему так трудно понять, что Россия- это не Штаты?
Лена (гость) написал (26.06.2010 00:19:25): добавить комментарий
Совершенно прав
Добавить
объявление
Добавить
разговор
Здравствуйте, Гость! ;)
Личный
кабинет